Как я уже написала в первой части статьи на тему ритмической организации музыки, метр - это пульсация, непрерывная и равномерная, с чередованием сильных и слабых долей, длящаяся на протяжении всей мелодии. Напоминаю также, что сильные доли метра - это те, на которые падают основные удары. Первая доля всегда сильная. Безударные же доли - это слабые доли.
Цифровое выражение метра - это размер. Если вы ознакомились с предыдущей статьей и запомнили, что такое длительность нот и как они классифицируются по длительности, то вам будет несложно понять, что представляет из себя размер.
На письме его ставять в самом начале строки, перед первой нотой мелодии, и выглядит это так:
Цифровое выражение метра - это размер. Если вы ознакомились с предыдущей статьей и запомнили, что такое длительность нот и как они классифицируются по длительности, то вам будет несложно понять, что представляет из себя размер.
На письме его ставять в самом начале строки, перед первой нотой мелодии, и выглядит это так:
Верхняя цифра, числитель, означает количество доле в такте (такт отделяется вертикальной чертой, как нарисовано на картинке), а нижняя цифра, знаменатель, - длительность одной доли. Например, в размере четыре четверти (первое обозначение на картинке) будет 4 доли и каждая из них будет равна по продолжительности одной четвертной ноте.
Важно знать, что метр делится на два типа: двухдольный и трехдольный.
Примеры двухдольного метра:
Как можно увидеть на второй картинке, размер четыре четверти - сложный и складывается из двух размеров по две четверти. Первая картинка демонстрирует нам также способы просчитывания размера две четверти (да, да, для того, чтобы понять ритмический рисунок какой-либо мелодии, мы должны прежде всего просчитать ее размер). Таким образом, две четверти мы просчитываем как "раз два", а размер четыре четверти мы просчитываем как "раз два три четыре". Счет имитирует ту самую пульсацию, которая всегда присутствует в музыке. По сути, счет - это и есть метр.
Примеры трехдольного метра:
Как показано на обеих картинках, трехдольные размеры просчитываются как "раз, два, три". Только длительность долей в данных случаях различна: в первом - для равна четверти, во втором - доля равна восьмой.
Теперь, когда мы разобрались с понятиями метра и размера, можно перейти к вопросу о том, как образуется ритмический рисунок той или иной мелодии. Это делается с помощью чередования нот различных длительностей.
Рассмотрим подробнее данный пример: над нотным станом записан метр, под нотным станом - количество нот в каждом такте. В первом такте ритмический рисунок совпадает с длительностями метрических долей, поэтому их количество и количество написанных нот одинаково. Во втором такте, помимо нот, длительность которых совпадает с длительностью долей, есть две ноты, вдвое короче одной доли. Поэтому здесь количество нот больше, чем количество долей. Так, можно сделать вывод, что количество долей остается неизменным, пока неизменен размер, а количество нот в каждом такте может варьироваться, в зависимости от их длительнотей. Таким образом и создается ритмический рисунок мелодии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий