Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Лад и гамма. Мажор и минор

Во всех мелодиях звуки соотносятся между собой определенным образом. Теоретики музыки проследили данные закономерности и вывели такое понятие, как "лад".

Лад - это система звуков, связанных между собой с помощью чередования устойчивых и неустойчивых ступеней.

Самый устойчивый звук лада - тоника. От нее же берется начало лада и его название. 

В европейской музыке различают два вида лада: мажорный и минорный. На слух их определяют по следующим характеристикам: мажорный - светлый радостный, минорный - темный, грустный. Создаются подобные эффекты в обоих ладах с помощью определенного порядка чередования тонов и полутонов (о том, что такое тон и полутон я писала в этой статье: http://lutecithara.blogspot.ru/2015/05/blog-post_27.html ). 

Строение мажорного лада - тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Ниже пример лада до мажор в одну октаву (октава - это расстояние от одного звука до его повторения. Октаву можно построить и вверх, и вниз):



Строение минорного лада - тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Ниже пример лада ля минор в одну октаву:




Понятие "лада" важно для освоения другого музыкального термина, "гамма". Гамма - это последовательность звуков лада, начиная с основного тона (тоники). Т. е., когда вам говорят сыграть, например, гамму до мажор в одну октаву, вы должны последовательно проиграть все ступени лада до мажор, от его тоники до ее повторения. Проигрывание гамм очень важно для развития технического мастерства музыканта. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий