Поиск по этому блогу

воскресенье, 29 марта 2015 г.

Музыкальный театр в Древней Греции

Мой последний, на данный момент, очерк о музыке Древней Греции. Поехали!)
Театр был особым видом искусства у древних греков, так сказать, высшим его проявленим. Представлял он собой синтез нескольких видов художественной деятельности: трагедии, музыки и танца. Расцвет театрального искусства пришелся на V в. до н.э. (примерно в это же время был построен знаменитый Парфенон в Афинах). Театр тогда являлся развлечением для широких слоев публики, его посещали все граждане полиса.
Для начала попробуем представить, как выглядело здание театра в Древней Греции. Самым известным на то время был театр Диониса в Афинах. Он вмещал огромное, даже по современным меркам, количество человек - около 30 тысяч и представлял собой амфитеатр под открытым небом. Сама сцена мало походила на сцену в современных театрах - круглая площадка, так называемая "орхестра" (от этого слова позже образуется название большого коллектива музыкантов - оркестр), была ничем не отделена от зрителей, занавес также отстуствовал. 
Как же выглядело представление? Оно состояло из диалогов, монологов, напевной речитации и пения (как сольного, так и хорового). Актеры являлись по совместительству и певцами, а хор нес на себе важную композиционную роль - он представлял собой народ, выражал его мировоззрение и мораль. Кроме того, некоторые номера сопровождали пластические движения. Аккомпанемент для пения игрался на любимых инструментах древних греков - авлосе (рис 1) и кифаре (рис 2).


Наиболее известные авторы трагедий того времени - Эсхил, Софокл и Еврипид. Чтобы лучше понять, как выглядела древнегреческая трагедия, рассмотрим творение одного из этих авторов - это будет «Эдип» Софокла.
Начинается все прологом: царь Фив Эдип, жрец и Креонт обсуждают беду, грозящую Фивам. Боги требуют отмщения за убийство прежнего царя Лаия, на вдове которого женился Эдип, ставший фиванским царем. Эдип стремится найти и покарать убийцу. За прологом следует пение хора фиванских старцев, выра­жающее ужас перед бедствиями, посланными волей богов на Фивы.
Далее следует первый эписодий: слепой прорицатель Тиресий объявляет Эдипа убийцей Лаия. Эдип разгневан: все знают, что царя убили путники. Снова высту­пает хор в споровождение пластичеких движений: «Страхом стегнул, страхом потряс сердце и мысль зоркий пророк...».
Во втором эписодии Эдип гневается на Креонта, брата своей жены Иокасты, подозревая его в злобном замысле - это он привел Тиресия. Иокаста успокаивает Эдипа. Начинается совместное пение актера с хором: хор уговаривает Эдипа поверить в невиновность Креонта, Эдип стоит на своем, Иокаста просит разъяснений — кто затеял спор? Хор молит ее не разжигать ссоры. Иокаста открывает Эдипу тайну: Лаий, ее покойный муж, был извещен богами, что погибнет от руки собственного сына. Поэтому сын Лаия и Иокасты был в младенчестве удален из дома. Но пророчество не сбылось: Лаия убили разбойники на перекрестке трех дорог. Эдип с ужасом вспоминает, что он сам некогда убил старца на перепутье. Иокаста успокаивает его: один из домочадцев, старый пастух, видел своими глазами, что на Лаия напала шайка разбойников. Здесь снова вступает хор вкупе с музыкально-пластическими движениями и вещает о роке и возмездии.
В третьем эписодии дается ложное разрешение дра­мы, чтобы тут же еще более углубить ее. Из Коринфа прибывает гонец с известием о смерти коринфского царя — отца Эдипа. Те­перь Эдип успокаивается: он знал, что ему суждено было убить отца, однако пророчество, к счастью, не сбылось и уже не может сбыться. Гонец открывает Эдипу, что тот был не родным сыном коринфского царя, а всего лишь приемышем: его взяли младенцем от пастуха, служившего у Лаия. Подозрения Эдипа усиливаются. Иокаста в ужасе. И вновь эписодий заканчивается хором с пластикой: он предполагает, что Эдип рожден нимфой, возлюблен­ной Феба или Диониса...
Эписодий четвертый — это драматическая кульминация. К Эдипу приводят пастуха, который в свое время передал ребенка в Коринф. Эдип с роковой настой­чивостью допрашивает пастуха, и тот в конце концов сознается, что спас ребенка по просьбе Иокасты: то был сын ее и Лаия. Эдип понимает все до конца: он был сыном Лаия, он убил своего отца, он женился на собственной матери. Четвертое выступление хора с движениями выражает великое горе.
Затем следует эксод (заключение): домочадец с ужасом сообщает о самоубийстве Иокасты, о том, что Эдип в отчаянии ослепил себя. Старший из хора в волнении задает вопрос за вопросом. Появляется сам Эдип. В большом диалоге с хором он изливает свое горе. Креонт, ставший теперь царем Фив, дает у себя в доме, приют несчастному Эдипу: платит добром за зло. Старший в хоре завершает спектакль поучительной сентенцией.
Примерно так выглядела трагедия в эпоху высшего расцвета искусства Древней Греции.
В завершение добавляю для наглядности фрагмент из трагедии "Орест" другого древнегоческого автора, Еврипида:

Комментариев нет:

Отправить комментарий