Все в нашем мире имеет ритмическую организацию. Даже сама жизнь. Смена дня и ночи, распорядок вашего дня, частота вдохов и выдохов, прочитанные вами стихи - все это примеры ритма. И как бы вы не были далеки от музыки, вы все равно сталкивались с ритмом и метром ежедневно, сами о том не подозревая.
Как же эти понятия реализуются в музыке? Часто приходится слышать, что про танцевальные мелодии с энергичными, ясно слышимыми ударными называют "ритмичной". Однако не только подобный жанр имеет ритм и метр. Вся музыка, за исключением особых этнических ответвлений, имеющих сакральны или религиозный смысл, и современного направления электронной музыки - эмбиента, имеет внутреннюю пульсацию и ритмическую организацию.
Эта самая пульсация, непрерывная и равномерная, с чередованием сильных и слабых долей, и есть метр. Сильные доли метра - это те, на которые падают основные удары. Первая доля всегда сильная. Безударные же доли - это слабые доли.
В музыке применяется цифровое выражение метра, называемое размером. Чтобы лучше понять, что это такое и с чем его едят, следует поговорить сначала о длительности нот. Длительность ноты - это то, сколько по времени она звучит.
Самая большая длительность - это целая. Если ее прохлопать, то она будет равняться 4 хлопкам. Также ее можно просчитать вслух: раз и, два и, три и, четыре и.
Длительность, вдовое меньше целой - половинная. Она будет равняться 2 хлопкам или счетам: раз и, два и.
Далее идет еще более мелкая длительность - четверть (один хлопок или счет: раз и).
В два раза мельче четверти - восьмая. Равняется, если можно так выразится, половине хлопка (т. е. на один хлопок можно пропеть или сыграть две ноты). Считается: раз или и.
Следующая, еще более мелкая длительность - шестнадцатая. На один хлопок приходится 4 ноты.
В целом это все выглядит так:
Как же эти понятия реализуются в музыке? Часто приходится слышать, что про танцевальные мелодии с энергичными, ясно слышимыми ударными называют "ритмичной". Однако не только подобный жанр имеет ритм и метр. Вся музыка, за исключением особых этнических ответвлений, имеющих сакральны или религиозный смысл, и современного направления электронной музыки - эмбиента, имеет внутреннюю пульсацию и ритмическую организацию.
Эта самая пульсация, непрерывная и равномерная, с чередованием сильных и слабых долей, и есть метр. Сильные доли метра - это те, на которые падают основные удары. Первая доля всегда сильная. Безударные же доли - это слабые доли.
В музыке применяется цифровое выражение метра, называемое размером. Чтобы лучше понять, что это такое и с чем его едят, следует поговорить сначала о длительности нот. Длительность ноты - это то, сколько по времени она звучит.
Самая большая длительность - это целая. Если ее прохлопать, то она будет равняться 4 хлопкам. Также ее можно просчитать вслух: раз и, два и, три и, четыре и.
Длительность, вдовое меньше целой - половинная. Она будет равняться 2 хлопкам или счетам: раз и, два и.
Далее идет еще более мелкая длительность - четверть (один хлопок или счет: раз и).
В два раза мельче четверти - восьмая. Равняется, если можно так выразится, половине хлопка (т. е. на один хлопок можно пропеть или сыграть две ноты). Считается: раз или и.
Следующая, еще более мелкая длительность - шестнадцатая. На один хлопок приходится 4 ноты.
Существуют еще так называемые ноты с точкой. Точка ставится справа от ноты и удлиняет ее наполовину. Например:
Половинная с точкой будет считаться, как "раз и, два и, три и", т. е. как три четверти или как одна половинная и четверть. Восьмая с точкой будет считаться как "раз и, два", т.е. как три восьмых или одна четверть и восьмая. И так далее.
Самое понятие "размер" и с чем его едят рассмотрим во второй части статьи :)







Комментариев нет:
Отправить комментарий