Поиск по этому блогу

понедельник, 27 апреля 2015 г.

Музыка классического Средневековья. Трубадуры и труверы

Искусство трубадуров, в отличие от искусства жонглеров и шпильманов, более склоняющегося к народно-бытовым традициям, полностью отражало собой рыцарскую культуру.

Зародилось это движение поэтов-композиторов, сочинявших песни на старо-окситанском языке, в Провансе (Франция) в XII в. Способствовали его развитию не только подъем рыцарской культуры в данном регионе, но и широкое распространение автономии городов. В результате музыканты соприкасались как с традициями дворянства, так и с деятельностью других слоев населения. Это не могло не повлиять на их творчество (некоторые черты народной музыки все-таки находят свое место в нем). Однако песни трубадуров имели своих авторов, что существенно отличало их от творений жонглеров и менестерелей. К нашему времени сохранилось более 250 их песен. Прилагаю несколько для ознакомления:


   

Cкачать Гираут Рикье Песня бесплатно на pleer.com
Cкачать GUILLAUME IX DE POITIERS. Pos бесплатно на pleer.com
Cкачать Bertrand de Born_Al! Lemosin бесплатно на pleer.com

В творчестве трубадуров возникла особая система жанров, в которую входили:
1) кансона - пенся на любовные или религиозные темы со сложным строением строфы
2) тенсона - пенся-диалог, спор на любовные, религиозные, ыилософские или эстетические темы
3) баллада - плясовая песня
4) сирвента - строфическая песня, направленная против врагов самого автора или его сюзерена
5) альба - строфическая песня с постоянным сюжетом: расставание влюбленных (рыцаря и его дамы) на заре после тайного свидания
6) плач - песня, в которой оплакивается смерть (это могла быть смерть сюзерена или его родственников, или же родственников самого автора)
7) пасторела - песня-диалог с постоянным сюжетом: рыцарь предлагает свою любовь простой, невыскогородной девушке, а она ему решительно отказывает.

Искусство трубадуров в XIII в. сменяется творчеством труверов (поэты-музыканты, обитавшие к северу от французской Луары и сочинявшие песни на другом французском наречии, нежели провансальские трубадуры). Вторые унаследовали некоторые традиции первых, однако их творчество было больше связано не с рыцарской культурой, а с городской. Соответственно, большая часть труверов являлась выходцами из средневековых городов.

Не следует думать, что трубадуры и труверы вытеснили полностью народных артистов - жонглеров и менестрелей, а, наоборот, очень часто сотрудничали с ними. В этом случае последние выступали, скорее, в роли слуг, сопровождавших своих патронов повсюду во время странствий. Некоторые жонглеры поддерживали выступления трубадуров/труверов только инструментально, некоторые - пели вместе с ними. Более того, многие сочинения писались в соавторстве.

Выступали эти артисты повсеместно: в деревнях, на городских площадях и даже у ворот соборов (хоть католическая церковь и пыталась их гнать). Движение трубадуров и труверов представлялось уникальным явлением классического Средневековья, положившим начало светской музыке, отдельной от церковной, и авторскому творчеству в данном виде искусства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий