В этой статье я хочу описать, что представляет из себя свод песнопений, исполняемых в католической церкви, - григорианский хорал, и как он менялся на протяжении веков.
Как говорилось ранее, свое название григорианский хорал получил в честь Папы Римского Григория I. Легенда приписывает именно ему создание главного свода песнопений католической церкви, однако вряд ли это на самом деле был он. Скорее всего, Григорий I просто собрал воедино все наработки, на протяжении трех предыдущих веков создававшиеся различными католическими певческими школами (напоминаю, что григорианский хорал формировался в VII-IX вв. н.э.).
Весь огромный свод григорианских напевов делится на песнопения оффиция и песнопения мессы. Все они представляют собой хоровую одноголосную музыку.
Месса - основной вид литургической службы у католиков, структура которой сложилась еще в первых веках нашей эры. В каждой ее части присутствует пение, и каждая часть претерпевает изменения в зависимости от того, в какой день церковного календаря она исполняется: будничный, воскресный, праздничный. Поэтому количество григорианских напевов огромно. Делятся они на напевы "по случаю", т.е. предназначенные для данного дня церковного календаря или для данного праздника, и на постоянно присутствующие в литургии.
Неизменные части католической мессы ( лат. Ordinarium) - это (названия на латинском) Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Сложились они в разное время, в пределах от II до IV веков нашей эры. Ординариум занимал очень скромное место в григорианском хорале. Текст его был неприкосновенным, напевы исполнялись в гимническом характере.
Подвижные части литургии относились к другому разделу мессы, называемому на латинском Proprium. Это интроит (начальный псалом), градуал (псалом на данный день церковного календаря), офферторий (молитва при осуществлении даров), коммунио (молитва во время причастия), трактуе, аллелуйя. Смена этих напевов зависела от церковного календаря. Что касается самой музыки, то мелодии как Ординариума, так и Проприума подчинялись тексту. Поэтому не существовало строгих ритмических рамок, к которым мы привыкли в современной музыке. Также мелодии отличались друга от друга по степени распевности текста. Выделяют три вида распева: силлабический (1 нота - 1 слог текста), невматический (2-3 ноты на 1 слог текста) и мелизматический (больше 3 нот на 1 слог текста). В мессе использовались последние два вида. В интроитах, коммунио и песнопениях Ординариума применялся невматический распев, в градуалах, трактах, офферториях и аллелуйях - мелизматический. При этом самыми широкораспевными были аллилуйи, исполнявшиеся по большим праздникам.
Интересно также рассмотреть и песнопения оффиция. Оффицием называют ряд богослужений, совершающихся в католической церкви ежедневно в течение дня (в этот ряд не входит Месса). В его состав входят следующие службы: Matutenum (Заутреня), Laudes (Утренняя), Prima (так называемая служба 1-го часа), Tertia (служба 3-го часа), Sexta (служба 6-го часа, проводилась в полдень), Nona (служба 9-го часа), Vesperae (Вечеря), Completorium (служба, завершающая день). В состав служб входили молитвы, псалмы, гимны, респонсории (форма пения, в котором исполнение солиста чередуется с исполнением ансамбля/хора, текстовой основой является Псалтырь, делятся на большие и краткие) и антифоны (форма пения, в которой при исполнении две группы певчих чередуются). Основной вид распева оффиция - силлабический, однако большие респонсории распеваются мелизматически.
В XIII веке григорианский хорал обрел название cantus planus (лат. «ровный» распев). Его противовесом в то время стал cantus mensuratus ( лат. «размеренный» распев) - многоголосная музыка с фиксированнным ритмом. Позже, в музыке барокко, классицизма и романтизма многие композиторы использовали cantus planus в качестве основы многоголосных произведений.
Во время литургической реформы Тридентского собора (XVI в.) вносились в хорал вносились поправки. Занимались этим композиторы Дж. да Палестрине и А. Хоило, но с их смертью все прервалось. В XVII–XVIII вв. под натиском новых тенденций в музыке хорал начал утрачивать свои традиционные корни. К XIX в. он был практически утерян. Его реставрацию во второй половине XIX в. провели французские ученые-бенедиктинцы, вследствие чего вышли в свет так называемые солемские издания григорианского хорала.
В наше время григорианский хорал до сих пор исполняется в католических церквях. Он часто становится частью произведений современных композиторов. В последние десятилетия григорианский хорал проник и в поп-музыку. Здесь он соединеняется со звучанием синтезаторов и электроинструментов (группы Enigma, Era, Gregorian).
Комментариев нет:
Отправить комментарий