Поиск по этому блогу

пятница, 17 апреля 2015 г.

Музыка классического Средневековья. Жонглеры, менестрели, шпильманы

Мы привыкли представлять средневековых артистов (трубадуров, менестрелей, миннезингеров) как веселых ребят-гуляк, развлекавших публику. Однако их творчество было довольно разнообразным на самом деле и включало в себя не только шутливые и развлекательные песни.

Бродячие народные музыканты - один из наиболее ярких символов Средневековья, наряду с готическими соборами и инквизицей. Однако это явление относится к позднему разделу эпохи. Первые сведения об уличных артистах восходят к XI веку. Менестрели, жонглеры, шпильманы - так их называли в разные времена и у разных народов. По сути, это были единственные представители светской, нецерковной музыки того времени. И, в отличие от церкви, бродячие музыканты использовали в своем творчестве музыкальные инструменты (трубы, рога, свирели, волынки, арфы, фидели и так далее).

Фидель - струнно-смычковый инструмент, один из предков скрипки.


История движения этих артистов уходила еще к Римской империи. Часть своих традиций (актерское мастерство, пластику) они переняли от древнеримских актеров, гистрионов и мимов, которые существовали еще в эпоху раннего Средневековья. Некоторые черты жонглеры и менестрели также позаимствовали у представителей кельтского и германского эпоса (бардов). Естественно, все это было пересмотрено и переработано, обернувшись довольно интересным своеобразием искусства бродячих музыкантов.

Уличные артисты постоянно переходили с места на место, выступали на празднествах при дворах, у замков, в деревнях и даже иногда допускались в церкви (хотя официально католическая церковь была настроена негативно к такого рода музыкантам). 

Сама среда жонглеров и менестрелей никогда не оставалась однородной по своему составу. Помимо потомственных музыкантов, занимавшихся этим делом многие поколения, к ним частенько примыкали и личности, потерявшие свой статус в обществе (мелкое духовенство, беглые монахи, странствующие школяры). Вместе с ними менялась и культура бродячих артистов: среди них начали распространяться новые привычки, грамотность и порой даже известная эрудиция. В дальнейшем образованная часть музыкантов отделилась от необразованной, все больше профессионализировалась, а затем стала переходить от бродячего образа жизни к оседлости в городах. 

С конца XIII века начали образовываться цеховые объединения шпильманов, жонглеров и менестелей. Они защищали права музыкантов, сохраняли и передавали ученикам их культуру и традиции. Пример одного из таких объединений - "Братство св. Николая", основанное в Вене в 1288 г. Однако это не значит, что все бродячие артисты осели в городах. Многие из них так и продолжали странствовать по городам и селам, вплоть до XVI-XVII веков. 

Художественная мысль бродячих музыкантов была связана с народно-бытовыми традициями в музыке, при этом испытывая на себе влияние культуры рыцарства, культа "Прекрасной Дамы", куртуазной любови и связанными с ней нормами поведения. Среди песен, сочиняемых жонглерами, встречались не только веселые и шуточные, но и лиричные и даже трагичные. 

Конец 1 части. Продолжение в следующей статье)




Комментариев нет:

Отправить комментарий